Бережливый колледж

История внедрения бережливых технологий в Областном государственном автономном профессиональном образовательном учреждении «Яковлевский педагогический колледж»

Начало работы колледжа по внедрению бережливых технологий – апрель 2018 г. Член Лиги бережливых колледжей с мая 2019 г.

В процессе перехода к бережливой организации (в нашем случае – бережливому колледжу) в колледже была создана и закреплена нормативная база проекта «Бережливый колледж». Так же созданы и функционируют рабочие группы, отвечающие за:

  • разработку методики обучения бережливому производству;
  • оптимизацию процессов в колледже, ориентированных на потребности студента и преподавателя;
  • разработку плана внедрения концепции «Бережливого колледжа» на уровне каждого направления деятельности.

Предварительным этапом внедрения бережливого производства в колледже стало проведение анализа деятельности, в том числе с использованием материалов анкетирования студентов, работодателей и персонала о качестве и доступности получения образовательных услуг, условиях работы и других аспектах деятельности колледжа.

В основе технологии повышения удовлетворенности лежит процессный подход предоставляемых услуг. В своей деятельности бережливого управления используем алгоритм процессного подхода, который включает входные и выходные данные, точки начала и окончания деятельности, предполагает использование различных средств управления, контрольных точек для мониторинга и измерения результатов.

Основные инструменты бережливого производства, применяемые в колледже:

  1. Картирование потока создания ценности
  2. Вытягивающее поточное производство
  3. Канбан
  4. Кайдзен — непрерывное совершенствование
  5. Система 5С — технология создания эффективного рабочего места
  6. Система JIT (точно вовремя)
  7. Визуализация
  8. Стандартизация.

Принципы деятельности и управления

  1. Клиенто-ориентированная деятельность
  2. Разумное управление ресурсами
  3. Внимание к нуждам обучающихся и сотрудников
  4. Всестороннее использование интеллектуального потенциала персонала.

ОГАПОУ ЯПК является участником Всероссийских конкурсов по бережливому производству и Всероссийского конкурса «Проектный Олимп».

Преподаватели принимают активное участие в семинарах, форумах по бережливому производству; выступили с докладами по внедрению бережливых технологий на научно-практической конференции в Белгородском институте культуры, являлись модераторами на обучающих семинарах.

5 сотрудников колледжа имеют удостоверения повышения квалификации по темам «Фабрика процессов: технологии проведения бизнес-игры» и «Бережливое управление: базовые знания». Преподаватели являются активными участниками занятий и стажировок по теме внедрения бережливого производства в процессы функционирования образовательных организаций.

Студенты колледжа получают знания и практические навыки бережливого производства через изучение вариативного курса «Технологии бережливого производства», изучение дополнительных программ по менеджменту, управлению и внедрению бережливых технологий, участие в олимпиадах, конкурсах и квестах по бережливому производству среди студентов региона и Российской Федерации.

Яковлевский педагогический колледж является колледжем-наставником для других колледжей.

Уровень удовлетворенности преподавателей и студентов жизнью колледжа, степень их участия в положительных преобразованиях и решении возникающих проблем увеличились на 50%.

Эффективность реализуемых бережливых проектов:

  • Повышается конкурентоспособность
  • Повышается уровень преподавания
  • Повышается качество подготовки
  • Повышается востребованность выпускников

Обеспечивается комплексный подход:

  • Совершенствование процессов
  • Работоспособность управленческой инфраструктуры
  • Изменение образа мышления сотрудников
  • Преобразование ценностей и мировоззрения
  • Повышение уровня удовлетворенности обучающихся и преподавателей.

В 2020 году колледж работал над тем, чтобы произвести самооценку выполненной работы по чек-листам и перейти на более высокий уровень организации деятельности. В октябре 2020 года колледж успешно прошел партнерскую проверку качества образца регионального уровня.

С 2020 года колледж работает по направлению создания сквозного потока формирования бережливой личности.

К 2021 году был создан педагогический поток формирования бережливой личности посредством ранней профилизации воспитанников детских дошкольных учреждений и обучающихся школ. Совместно с работодателями разработаны компетенции выпускников колледжа в области бережливого производства.

В 2021 году колледж успешно прошел партнерскую проверку качества образца федерального уровня.

На основании реализованных проектов 2020-2021 гг. созданы и апробированы коробочные решения.

Опыт внедрения бережливых технологий тиражируется постоянно.


Актуальные материалы по бережливому производству

Политика ОГАПОУ ЯПК в области бережливого производства

Национальные стандарты серии «Бережливое производство»

Производственная среда будущего РОСАТОМ

Лига бережливых колледжей

Производственная система РОСАТОМ


28-29 мая 2019 г.состоялась 1-ая в России межрегиональная олимпиада по бережливому производству. Студенты Яковлевского педагогического колледжа совместно со студентами Белгородского механико-технологического колледжа приняли участие в олимпиаде, так же участниками были команды из Белгородского правоохранительного колледжа, Республики Адыгея и из Башкортостана. Команды сначала в теории, а потом и на практике продемонстрировали, как они освоили технику оптимизации того или иного процесса, а именно фабрики процессов «Конструкторское бюро» и «Сувенирная продукция». Сборная команда Яковлевского педагогического колледжа и Белгородского механико-технологического колледжа заняла 2 место в 1-ой межрегиональной олимпиаде по бережливому производству.

12.12.2018 г. в соответствии с приказом департамента внутренней и кадровой политики № 535 от 11.12.2018 г. «О реализации проектов «Бережливый колледж» и с перечнем ПОО реализующие проекты «Бережливый колледж по приказу директора колледжа были определены наставники по реализации проектов «Бережливый колледж» для следующий ПОО области: ОГАПОУ «Яковлевский политехнический техникум», ОГАПОУ «Старооскольский педагогический колледж», ОГАПОУ «Алексеевский колледж», ОГАПОУ «Чернянский агромеханический техникум»

В январе 2019 г. были разработаны учебно-имитационные тренинги «Фабрика процессов». Это событие стало большим шагом в развёртывании бережливого управления. Фабрика процессов – это учебная площадка, в рамках которой участники на реальном процессе знакомятся и получают практический опыт применения инструментов бережливого производства. За немногое время в колледже прошли обучение многие специалисты, которые переосмыслили привычный подход к работе, что создало возможности для повышения эффективности труда.

11.12.2018 г. приказом департамента внутренней и кадровой политики области № 535 от 11.12.2018 г. «О реализации проектов «Бережливый колледж» ОГАПОУ «Яковлевский педагогический колледж» назначен в качестве колледжа-наставника по реализации проектов «Бережливый колледж» для утвержденного перечня ПОО области.

ОГАПОУ «Яковлевский педагогический колледж» является членом Лиги бережливых колледжей.


Мероприятия

Семинар «Ярмарка ежей» 

Семинар по вопросам внедрения технологий бережливого производства в образовательный процесс 

Семинар-практикум по теме «Управление проектами в образовании. Разработка проекта и оформление презентации»

Фабрика процессов для преподавателей колледжа

2 место в Межрегиональной студенческой Олимпиаде по бережливому производству

Педагогическая стажировка

Всероссийская научно-практическая конференция «Бережливое управление в профессиональных образовательных организациях: проблемы и перспективы»

Опыт колледжа по подготовке к партнерской проверке качества образца регионального уровня

Фабрика процессов в рамках олимпиады

Сквозной поток формирования бережливой личности

 Круглый стол «Актуальные вопросы применения бережливых технологий для оптимизации образовательного процесса в современном колледже»

 

 


Реестр проектов

Методика организации фабрики процессов

Оптимизация работы тренажерного зала

Совершенствование процесса выдачи педагогической характеристики студентам колледжа

Совершенствование планирования работы АУП колледжа

Унификация планирования работы АУП колледжа

Улучшение процесса СРС в ходе подготовки к ГИА

 

Бережливые проекты реализуемые в колледже

БЕРЕЖЛИВЫЕ ПРОЕКТЫ КОЛЛЕДЖА

 

№ п/п 2018 год. Наименование проекта
1. Унификация планирования работы АУП колледжа
2. Улучшение процесса самостоятельной работы студентов в ходе подготовки к государственной итоговой аттестации
3. Оптимизация работы тренажерного зала для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ
4. Совершенствование системы навигации
5. Совершенствование планирования работы АУП колледжа
6. Рациональная организация рабочих мест председателей ПЦК
7. Рационализация процесса работы медицинского кабинета
8. Улучшение процесса делопроизводства в области работы с входящей документацией
9. Совершенствование процесса вовлечения персонала и обучающихся в создание комфортной среды колледжа
10. Совершенствование процесса контроля за медикаментами
11. Доска решения проблем
12. Совершенствование системы навигации
13. Улучшение деятельности образовательной организации при помощи методов бережливого образования через выполнение выпускных квалификационных работ (ВКР)
14. Создание учебной площадки «Фабрика процессов»
15. Совершенствование визуализации пространства и управленческих процессов
16. Разработка модели управления в колледже по целям (SQDCM)

 

№ п/п 2019 год. Наименование проекта
1. Совершенствование работы по подготовке и проведению заседания Совета отделений
2. Улучшение процесса оформления документации кураторами учебных групп
3. Совершенствование процесса создания и хранения УМК
4. Стандартизация уборки санитарно-гигиенической комнаты
5. Стандартизация комнаты для хранения санитарно-гигиенических средств и инвентаря
6. Улучшение корпоративной культуры преподавателей и сотрудников колледжа посредством организации курсов повышения квалификации «Использование Lean-технологий в образовательной организации»
7. Оптимизация процесса подготовки и сопровождения публикаций студентов и преподавателей в материалах НПК
8. Совершенствование процесса выдачи педагогической характеристики студентам колледжа

БЕРЕЖЛИВЫЕ ПРОЕКТЫ, РЕАЛИЗОВАННЫЕ В 2020 ГОДУ

 

№ п/п Наименование проекта
1. Совершенствование процесса вовлечения преподавателей и студентов в бережливое производство посредством внедрения в учебный план колледжа дисциплины по выбору «Технологии бережливого производства»
2. Совершенствование процесса подготовки статьи студента для участия в НПК
3. Совершенствование процесса потребления электрической энергии в учебном здании
4. Упрощение порядка создания рабочих программ по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
5. Совершенствование процесса профориентационной работы в условиях дистанционного обучения
6. Совершенствование условий проведения практических занятий раздела «Основы военной службы» учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
7. Совершенствование процесса проведения экзамена квалификационного по специальностям 44.02.01 Дошкольное образование и 44.02.02 Преподавание в начальных классах

 

БЕРЕЖЛИВЫЕ ПРОЕКТЫ, РЕАЛИЗОВАННЫЕ В 2021 ГОДУ

 

№ п/п Наименование проекта
1. Совершенствование процесса социально-педагогического взаимодействия колледжа и детского сада при подготовке и проведении мероприятия
2. Совершенствование процесса подготовки обучающихся к практическому занятию по теме «Стандартизированная работа» дисциплины «Технологии бережливого производства»
3. Оптимизация процесса формирования сводной заявки на приобретение учебной литературы по общеобразовательным дисциплинам
4. Оптимизация процесса организации и проведения стажировок преподавателей ПОО на площадке колледжа

Оптимизация процесса формиров сводной заявки

Оптимизация процесса взаимодействия

Совершенствование условий проведения занятий БЖ

Упрощение порядка создания рабочих программ

Совершенствование процесса подготовки к занятию 

Педагогический поток создания бережливой  личности

Оперативное управление

Программа ДПО -Система оперативного управления в образовательном учреждении

Коробочное решение образовательного продукта Программа доп. «Система управления в образовательном учреждении»


 

В колледже продолжается работа по выстраиванию сквозных потоков формирования бережливой личности. Межорганизационное взаимодействие позволяет добиться высоких показателей внутри потока.

В начальной школе, когда познавательная деятельность становится ведущей, определяющей развитие школьника, необходимо расширять его представления о различных профессиях. Важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно. Основной задачей профориентационной работы в начальных классах является расширение кругозора и осведомленности школьника о профессиях в процессе общения со взрослым.

Для формирования представлений учащихся  1-4 классов о педагогических специальностях, разнообразии мест профессиональной деятельности специалистов студентами 43 ПНК группы Чуваковой Кристиной и Сливченко Марией было проведено мероприятие «Знакомьтесь — учитель». Участие школьников  в мероприятии способствовало их профессиональному просвещению и пробуждению у них интереса к трудовой деятельности педагогов.

3825
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам