Педагогика дополнительного образования
Специальность |
Наименование квалификации углубленной подготовки |
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ |
Нормативный срок освоения |
Уровень образования |
44.02.03 Педагогика дополнительного образования | — Педагог дополнительного образования в области туристско-краеведческой деятельности | основное общее образование | 3 года 10 месяцев
|
среднее профессиональное |
44.02.03 Педагогика дополнительного образования | — Педагог дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности | основное общее образование | 3 года 10 месяцев
|
среднее профессиональное |
44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Презентация профессии
В законе Российской Федерации «Об образовании» от 1992 года дополнительному образованию детей придается образовательный статус. Согласно новым установкам вместо общеизвестного слова «кружок» введено слово «объединение».
Цель дополнительного образования: создать условия для всестороннего развития личности школьника, его самоопределения и самореализации; организовать разнообразную коллективную творческую деятельность.
Задачи дополнительного образования:
— обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей,
— оказание помощи учителям учебных дисциплин в расширении знаний по предмету,
— развитие индивидуальных творческих способностей,
— активизация деятельности школьников в определённом виде деятельности,
— организация содержательного досуга,
— формирование общей культуры.
Содержание работы: Педагог дополнительного образования специализируется на развитии творческого потенциала детей любого возраста. В его обязанности входит организация деятельности детей во внеурочное время. Помимо этого на него возложены функции по разработке образовательной программы конкретного творческого объединения, созданию его здоровьесберегающего пространства, формированию единого коллектива детей. В случае возникновения каких-либо проблем у ребенка, педагог обязан информировать об этом его родителей.
Необходимо знать возрастную психологию, педагогику, детскую гигиену, содержание и принципы организации дополнительного образования.
Профессионально важные качества:
- наблюдательность;
- отзывчивость;
- внимательность;
- терпеливость;
- коммуникативные способности.
Тип и класс профессии
Профессия педагога дополнительного образования сочетает в себе направленность на работу с людьми.
В этой профессии должны быть выражены общая гуманитарная направленность одновременно с интересом и способностью к технической деятельности.
В первую очередь она относится к типу: «Человек – Человек», поскольку ориентирована на взаимодействие с людьми. Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать деловые контакты, понимать людей, проявлять активность, общительность, обладать развитыми речевыми способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и лидерскими наклонностями.
Дополнительные типы:
«Человек — Техника» (работа, связанная с проектированием). Для успешного выполнения такой работы требуется высокий уровень развития наглядно-образного и пространственного мышления, хорошие двигательные навыки, физическая выносливость, склонности к ручной и технической работе и «Человек – Знак» (работа, связанная со знаковой информацией: цифрами, формулами и таблицами, чертежами, картами, схемами). Как правило, для этого требуются интерес к работе с информацией, пространственное мышление, умение сосредотачиваться.
Требования к знаниям и умениям специалиста
Квалифицированный педагог дополнительного образования должен знать:
- требования к организации учебно-воспитательной работы с ученическими коллективами,
- основы педагогики, психологии и воспитания учащихся,
- учебные программы по дополнительному обучению.
Квалифицированный педагог дополнительного образования должен уметь:
- работать с людьми, доходчиво, четко и ясно объяснять учебный материал,
- находить индивидуальный подход к разным ученикам,
- владеть навыками ручного труда, желательно в области нескольких смежных рабочих профессий,
- проявлять доброжелательность, отзывчивость и одновременно требовательность,
- хорошо распределять и быстро переключать внимание.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста:
Для успешной деятельности в качестве педагога дополнительного образования необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:
- интерес к педагогике,
- интерес к методикам,
- владение основами педагогического мастерства,
- выраженная склонность к работе в сфере общения,
- склонность к управленческой работе,
- склонность к работе с информацией,
- активность и физическая подвижность,
- эмоциональная устойчивость.
Условия труда
Педагог дополнительного образования назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя образовательного учреждения.
Место работы: муниципальные, ведомственные, Дома творчества, Центры детского развития, спортивные школы, музеи, департаменты образования.
Может работать в учреждениях основного и дополнительного образования. Возможны экскурсии, турпоходы, пешие прогулки. Работа педагога дополнительного образования осуществляется в период с 15 — 00 до 18 — 00 часов.
Условия оплаты труда педагога дополнительного образования определяются в соответствии с Положением об оплате труда персонала.
Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для педагога дополнительного образования:
- снижение остроты зрения и слуха,
- выраженные дефекты речи,
- вирусоносительство,
- хронические заболевания, вызывающие нарушение памяти, внимания,
- заболевания опорно-двигательной системы,
- наличие алкогольной или наркотической зависимости,
- нервно-психические заболевания,
- хронические инфекционные кожно-венерические заболевания,
- вредные привычки.
Области применения профессии
Педагоги дополнительного образования могут работать в сфере дополнительного образования.
Они востребованы в следующих направлениях:
— управленческая – руководитель методического объединения педагогов дополнительного образования, специалист в департаменте образования;
— педагогическая – руководитель творческого объединения детей в детских школах искусств, детских художественных школах, других учреждениях дополнительного образования, в общеобразовательных учреждениях;
— культурно-просветительская деятельность — в учреждениях дополнительного образования, в центрах педагогической поддержки детей и родителей; организация досуговых мероприятий, конкурсов, олимпиад, соревнований, выставок;
— преподавательская – преподаватель в педагогическом колледже.