Профессиональное обучение


 

Специальность

Наименование квалификации углубленной подготовки

Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ

Нормативный срок освоения

Уровень образования

44.02.06 Профессиональное обучение — Мастер производственного обучения, техник, с освоением рабочей профессии «Слесарь по ремонту автомобиля» основное общее образование 4 года 10 месяцев  среднее профессиональное
44.02.06 Профессиональное обучение — Мастер производственного обучения, техник-технолог, с освоением рабочей профессии «Повар» основное общее образование 4 года 10 месяцев  среднее профессиональное

 

Презентация профессии

73737Профессия мастера производственного обучения, строго говоря, появилась одновременно с зарождением производства. Она очень близка к профессии учителя. Только мастер – не просто преподаватель, который учит знаниям и воспитывает учащихся, это высококвалифицированный рабочий, наставник, специалист с «золотыми руками», который в совершенстве владеет своим предметом на практике. Мастер производственного обучения не только передает учащимся знания по предмету, но и главным образом способствует формированию у них практических умений и навыков по определенной производственной специальности.

Мастера производственного обучения обучают самым разным профессиям. Например, повар, слесарь по ремонту автомобилей, художник по костюмам, мастер растениеводства, водитель, оператор швейного оборудования. Все эти варианты объединяет одно: практическое профессиональное обучение учащихся в сфере производства товаров и услуг.

Преимущества профессии: полезные для жизни ручные навыки; возможность постоянно совершенствоваться в своей специальности; удовольствие от наставничества, передачи наработанного опыта подрастающему поколению.

 


Тип и класс профессии

886886Профессия мастера производственного обучения сочетает в себе направленность на работу с людьми, техникой и знаковыми системами.

В этой профессии должны быть выражены общая гуманитарная направленность одновременно с интересом и способностью к технической деятельности.

В первую очередь она относится к типу: «Человек – Человек», поскольку ориентирована на взаимодействие с людьми. Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать деловые контакты, понимать людей, проявлять активность, общительность, обладать развитыми речевыми способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и лидерскими наклонностями.

Дополнительные типы:

«Человек — Техника» (работа, связанная с созданием, конструированием, монтажом, сборкой и наладкой, эксплуатацией технических устройств, ремонтом техники, управлением техническими устройствами). Для успешного выполнения такой работы требуется высокий уровень развития наглядно-образного и пространственного мышления, хорошие двигательные навыки, физическая выносливость, склонности к ручной и технической работе.

и «Человек – Знак» (работа, связанная со знаковой информацией: цифрами, формулами и таблицами, чертежами, картами, схемами). Как правило, для этого требуются интерес к работе с информацией, пространственное мышление, умение сосредотачиваться.


Содержание деятельности

24444Мастер производственного обучения проводит практические занятия и учебно-производственные работы по профессиональному обучению, участвует в проведении работы по профессиональной ориентации обучающихся, готовит их к выполнению квалификационных работ и к сдаче экзаменов. Он подготавливает оборудование и соответствующую оснастку к занятиям, совершенствует материальную базу. Он заведует гаражом, мастерской, кабинетом и принимает меры к их своевременному обеспечению оборудованием, инструментом, материалами, запасными частями и средствами обучения.

Он организует выполнение практических работ, в том числе по изготовлению качественной продукции и оказанию услуг населению.

Мастер производственного обучения участвует в заключение договоров с предприятиями, учреждениями, организациями и хозяйствами о проведении учебной практики и осуществляет контроль их выполнения. Он участвует в работе предметных (цикловых) комиссий, конференций, семинаров, привлекает обучающихся к техническому творчеству, способствует установлению нравственно здоровых отношений в среде обучающихся. Мастер производственного обучения обеспечивает соблюдение безопасности труда, овладение обучающимися передовыми методами труда, современной техникой и технологией производства.


Требования к знаниям и умениям специалиста

Квалифицированный мастер производственного обучения должен знать:

  • требования к организации учебно-производственной работы с ученическими коллективами,
  • основы педагогики, психологии и воспитания учащихся,
  • учебные программы по производственному обучению,
  • методики производственного обучения, с учетом возраста учащихся,
  • технологию учебного производства,
  • оборудование и правила его технической эксплуатации,
  • правила и нормы по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.

Квалифицированный мастер производственного обучения должен уметь:

  • работать с людьми, доходчиво, четко и ясно объяснять учебный материал,
  • находить индивидуальный подход к разным ученикам,
  • владеть навыками ручного труда, желательно в области нескольких смежных рабочих профессий,
  • проявлять доброжелательность, отзывчивость и одновременно требовательность,
  • хорошо распределять и быстро переключать внимание,
  • выявлять и устранять неполадки в технических устройствах,
  • сохранять выдержку и самообладание,
  • действовать уверенно в любых ситуациях, особенно во время практических занятий.

 

 


Требования к индивидуальным особенностям специалиста

9888Для успешной деятельности в качестве мастера производственного обучения необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

  • интерес к физике,
  • интерес к технологиям,
  • владение основами педагогического мастерства,
  • точная мелкая моторика (ловкость и координация движений),
  • выраженная склонность к работе в сфере общения,
  • выраженная склонность к работе с техникой (для большинства профессий),
  • склонность к управленческой работе,
  • склонность к работе с информацией,
  • активность и физическая подвижность,
  • эмоциональная устойчивость.

Условия труда

Во время работы мастер производственного обучения чаще всего находится в помещении учебных мастерских, в цехах, на производстве. В зависимости от специальности, он может работать в производственном помещении (например, мастер в сварочном цеху) либо вне помещения (например, инструктор по вождению на учебной площадке). Условия труда приближены к условиям реального производства. Мастер по обучению постоянно общается со своими учениками в процессе труда.

В зависимости от профиля обучения средства труда могут быть разными: ручные инструменты (например, ножницы), механические (станки), автоматические (приборы, работающие по заданной программе) и компьютеры.

Мастер производственного обучения сам принимает решения в рамках поставленных учебных задач.


Медицинские  противопоказания

Медицинские ограничения для мастера производственного обучения:

  • снижение остроты зрения и слуха,
  • выраженные дефекты речи,
  • вирусоносительство,
  • хронические заболевания, вызывающие нарушение памяти, внимания,
  • заболевания опорно-двигательной системы,
  • наличие алкогольной или наркотической зависимости,
  • нервно-психические заболевания.

 

Области применения профессии

Мастера производственного обучения работают в сфере образования. Они востребованы в следующих направлениях:

  • в учреждениях среднего профессионального образования (профессиональных лицеях, училищах, колледжах),
  • на учебно-производственных комбинатах,
  • на станциях технического творчества,
  • в школьных мастерских и кабинетах труда,
  • в центрах досуга,
  • в учебных центрах, на курсах профессионального обучения,
  • на автопредприятиях,
  • на предприятиях швейной, пищевой, химической промышленности,
  • на производстве.

Возможные пути построения карьеры

Специализация и освоение смежных областей

Мастера производственного обучения – люди увлеченные. Чаще всего они совершенствуют свои знания, умения и навыки в рамках выбранной специальности (от стартового восьмого до тринадцатого разряда, высшей категории). Для этого они занимаются самообразованием, посещают курсы повышения квалификации, мероприятия по обмену опытом, участвуют в конкурсах профессионального мастерства.

Также по ходу организации выставок, ярмарок, выступлений учащихся порой они осваивают смежные профессии (например, книгоиздатель, менеджер проекта).

 Управленческое карьерное развитие

Часть мастеров со временем проявляют себя в качестве сильных организаторов, развиваются как управленцы, администраторы. Например, мастер производственного обучения может стать заместителем директора по производственному обучению, заведующим учебной частью в техникуме.

Организация собственного дела

Обладая уникальными знаниями и ценным жизненным опытом, часть мастеров производственного обучения принимает решение начать собственное дело, открыть индивидуальный бизнес (мастерскую). В случае выбора данного направления карьеры рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как предприниматель.

 

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам