Дошкольное образование
Специальность |
Наименование квалификации углубленной подготовки |
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ |
Нормативный срок освоения |
Уровень образования |
44.02.01 Дошкольное образование углубленной подготовки | Воспитатель детей дошкольного возраста | основное общее образование | 3 года 10 месяцев | среднее профессиональное |
Заочная форма обучения
Специальность |
Наименование квалификации углубленной подготовки |
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ |
Нормативный срок освоения |
Уровень образования |
44.02.01 Дошкольное образование углубленной подготовки | Воспитатель детей дошкольного возраста | среднее общее образование | 3 года 10 месяцев | среднее профессиональное |
44.02.01 Дошкольное образование
Презентация профессии
Дошкольный возраст – мир сказки, мир детства. Профессия воспитателя одна из почетных и ответственных профессий. Воспитатель – это музыкант и певец, танцор и художник, скульптор и чтец.
Профессия воспитатель особенная, она выделяется среди всех других своей многогранностью, многозадачностью и, что особенно важно, «судьбоносностью».
Содержание работы: воспитатель работает с детьми дошкольного возраста.
Воспитатель детского сада специализируется на воспитании детей в возрасте 3-7 лет. В обязанности воспитателя входит надзор за детьми на протяжении всего их пребывания в детском саду. Помимо этого на него возложены функции по дошкольному обучению, организацией детского досуга, прогулок, своевременного питания и сна. В случае возникновения каких-либо проблем у ребенка, воспитатель обязан информировать об этом его родителей. К каждому воспитателю прикреплена определённая группа детей примерно одного возраста. Пока они находятся в детском саду, воспитатель несет ответственность за их жизнь и здоровье
Необходимо знать возрастную психологию, педагогику, детскую гигиену, содержание и принципы организации дошкольного воспитания.
Профессионально важные качества:
- наблюдательность;
- отзывчивость;
- внимательность;
- терпеливость;
- коммуникативные способности.
Тип и класс профессии
Профессия педагога дошкольного образовательного учреждения относится к типу «Человек — Человек», т.к. связана с общением и взаимодействием с людьми. Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, проявлять активность, общительность, обладать развитыми лексическими способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью.
Дополнительный тип: «Человек – Природа», поскольку работа педагога ДОУ связана с изучением, наблюдением за объектами живой природы, с профилактикой заболеваний человека. Поэтому педагогу ДОУ важно иметь высокий уровень развития наблюдательности, внимательности, порой физической выносливости.
Профессия педагога ДОУ относится к классу эвристических. Она предполагает профессиональную деятельность, которая связана с анализом литературы, исследованиями, планированием и контролем, управлением другими людьми. Она требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.
Содержание деятельности
Воспитатель занимается образованием ребенка: его воспитанием, обучением и развитием. Проводит зарядки, занятия по развитию речи, навыков устного счета, чтению, рисованию, лепке, природоведению. Развивает у детей внимание, память, мышление, сообразительность, инициативность, навыки общения. Знакомит с этическими и эстетическими нормами поведения в обществе. Организует времяпрепровождение детей: игры, ежедневную прогулку, другие мероприятия в соответствии с режимом дня. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей. Развитие ребенка в значительной степени зависит от состояния его здоровья, поэтому забота о состоянии здоровья детей в дошкольных учреждениях, выполнение всех режимных мероприятий — еда, сон, закаливание, прогулки, физические упражнения — входят в основную обязанность воспитателя. Воспитатель должен также настойчиво, терпеливо и спокойно вырабатывать у детей культурно-гигиенические привычки. Воспитатель общается и с родителями детей, для которых он часто становится авторитетом и помощником в воспитании их детей.
Работает в детских дошкольных учреждениях, развивающих центрах, частных детских садах: в группе, спортзале, также на воздухе, на территории для прогулки. Возможны выезды в музеи, за город и т. д. Работа в одну смену, обычно время чередуется: один день с 8:00 до 14:00, другой с 14:00 до 19:00, поскольку на группу положено два воспитателя, которые меняют друг друга (утро — вечер).
Требования к знаниям и умениям специалиста
Квалифицированный воспитатель должен знать:
-требования к организации оздоровительно — воспитательной работы с дошкольниками;
-основы педагогики, психологии и методик,
— примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования.
-правила и нормы по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите;
— взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;
— принципы обучения и воспитания;
— особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов образовательных учреждений, на различных ступенях образования;
-формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;
— психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;
— понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;
— особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;
— средства контроля и оценки качества образования;
— психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога.
Должен уметь:
— работать с детьми;
— находить индивидуальный подход к разным детям;
-проявлять доброжелательность, отзывчивость и одновременно требовательность;
— хорошо распределять и быстро переключать внимание,
— сохранять выдержку и самообладание, действовать уверенно в любых ситуациях.
— находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;
— ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве воспитателя необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:
- интерес к педагогике,
- интерес к методикам,
- владение основами педагогического мастерства,
- точная мелкая моторика (ловкость и координация движений),
- выраженная склонность к работе в сфере общения,
- склонность к управленческой работе,
- склонность к работе с информацией,
- активность и физическая подвижность,
- эмоциональная устойчивость.
Условия труда
Воспитатель назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя образовательного учреждения.
Место работы: муниципальные, ведомственные, частные детские сады, центры педагогической поддержки детей и родителей, департаменты образования, ресурсные центры.
Работает в помещениях детского сада: в группе, спортзале, также на воздухе, на территории для прогулки. Возможны выезды в музеи, за город и т.д. Работа в одну смену, обычно время чередуется: один день с 7-00 до 13-00, другой с 13-00 до 19-00, поскольку на группу положено два воспитателя, которые меняют друг друга (утро-вечер).
Условия оплаты труда воспитателя определяются в соответствии с Положением об оплате труда персонала.
Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для воспитателей дошкольных учреждений:
— нервные и психические заболевания;
— нарушение функций опорно-двигательного аппарата;
— заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной системы;
— устойчивые нарушения зрения и слуха;
— хронические инфекционные кожно-венерические заболевания;
— вредные привычки;
Для педагогов ДОУ так же недопустимы:
— брезгливость;
— нетерпимость, эмоциональная несдержанность;
— жестокость, эгоистичность;
— рассеянность и безответственность;
— тревожность, неуверенность в себе, выраженный пессимизм.
Базовое образование:
Профессия педагога дошкольного образовательного учреждения требует получения высшего педагогического образования в образовательном учреждении.
Области применения профессии:
Воспитатели дошкольного образования могут работать в сфере образования. Они востребованы в следующих направлениях:
— управленческая – методист, заведующий в разных видах дошкольных образовательных учреждений, специалист в департаменте образования;
— педагогическая – воспитатель, методист в разных видах дошкольных образовательных и дополнительных учреждений, семейный педагог – в центрах педагогической поддержки детей и родителей;
— культурно-просветительская деятельность — в ДОУ, учреждениях дополнительного образования, в центрах педагогической поддержки детей и родителей;
— преподавательская – преподаватель в педагогическом колледже.